» » КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕЙБЛЫ И ЧЕМ IMPRINT ОТЛИЧЕН ОТ VANITY

КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕЙБЛЫ И ЧЕМ IMPRINT ОТЛИЧЕН ОТ VANITY

КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕЙБЛЫ И ЧЕМ IMPRINT ОТЛИЧЕН ОТ VANITY


Понятие лейбл уже давно прочно вошло в обиход, однако, как выясняется, не все имеют достаточное представление о разнице между различными формами их существования. Поэтому сегодня мы кратенько пробежимся по спектру понятий, связанных с этим укоренившимся в нашей речи иностранным словом.

Начнем, как водится, от печки. Прямой перевод слова лейбл (label) звучит как ярлык, этикетка, наклейка, бирка. Применительно к музыкальной продукции это понятие восходит к грампластинкам. На каждой выпущенной единице товара присутствовали круглые бумажные нашлепки, которые, помимо информации о записанном произведении и его исполнителе, несли на себе и название фирмы изготовителя. Кроме того, на раннем этапе своего развития грамзаписи определенных артистов зачастую были привязаны именно к фирме, занимающейся нарезкой или штамповкой соответствующих пластинок.

Это объяснялось техническими особенностями производства. Пластинки изготовлялись на конкретных предприятиях и требовали присутствия артиста на производстве. Вскоре понятие лейбла-наклейки, стало ассоциироваться и с фирмой-изготовителем. Понятно, что помимо набора своих собственных артистов такие лейблы различались и дизайном ярлыков. Возможно, старейшим среди ныне существующих является лейбл Columbia.

Чем дальше шел вперед технический прогресс, тем доступнее становился процесс изготовления музыкальных носителей, к тому же отпала необходимость в обязательном присутствии артиста. Заводам, занимающимся штамповкой медиа-носителей, стало все равно, кого штамповать. Какие-то из них остались в подчинении у крупных лейблов, какие-то перешли на вольные хлеба, благо отбоя в заказчиках не было. Чем дальше, тем больше возникало маленьких лейблов, которым держать свое производство не только не выгодно, но и в принципе не по силам, а намного проще тиражировать своих артистов на профильных заводах по мере необходимости.

Зачастую такие маленькие лейблы существуют на свой страх и риск и не зависят от сильных мира сего. Здесь мы подходим к двум основным и чаще всего встречающимся типам лейблов: инди и мейджор. Термин "инди" не имеет ровно никакого отношения к родине чая и пряностей, а происходит от слова "independent", то есть независимый. Это вовсе не значит, что он непременно окажется совсем крошечным - масштабы их деятельности и обороты могут заметно отличаться в разных случаях. Среди относящихся к хип-хопу независимых лейблов достаточной популярности добились Stones Throw и Def Jux (Definitive Juxtaposition). Одним из основных признаков инди-лейбла называют отсутствие собственной дистрибьюции, то есть сети распространителей. И по большей части это верно. Кроме того, в свете тотальной глобализации всего и вся, "инди" принято считать все те лейблы, что не принадлежат и не входят в разветвленные структуры "большой четверки". Несмотря на это есть интересные исключения, о которых будет упомянуто ниже.

Еще не так давно вместо "большой четверки" существовала "большая пятерка", но после слияния Sony и BMG основная часть музыкального рынка оказалась поделена между четырьмя главными игроками: Sony BMG, EMI, Universal и Warner. Эту четверку, как и большинство крупных лейблов, входящих в их структуру принято называть мейджор-лейблами (major label). Производные от этого слова мейджор-контракт, мейджор-дебют, мейджор-альбом соответственно означают заключение контракта с одним из таких лейблов, выпуск артистом первого релиза на одном из них, или просто альбом, выпущенный мейджор-лейблом.

Процесс слияний и поглощений крупными лейблами более мелких активизировался еще в 70-х годах. Иногда несколько крупных компаний объединялись из стратегических соображений в одну музыкальную группу. При этом, как правило, внимание китов шоу-бизнеса привлекают успешные инди-лейблы, хотя не всегда их взаимоотношения заканчиваются оккупацией. Тот же Universal осуществляет дистрибьюцию независимого Battle Axe, созданного канадским рэп-коллективом Swollen Members, а Warner поддерживает так называемую Independent Music Group, куда в том числе входит Rhymesayers Entertainment. Небезызвестный рай рэпперов без мейджор-контракта (иначе называемых свободными агентами) Koch распространяет свою продукцию через Universal. И все упомянутые инди пока остаются сами собой (надо полагать до поры, до времени).

Несмотря на кажущуюся лояльность к некоторым независимым лейблам, Universal является крупнейшим мейджором в шоу-бизнесе. Среди входящих в эту группировку значатся такие всем знакомые названия как Interscope (Aftermath, G-Unit, Shady), Geffen (Doggystyle records, Mosely Music Group), A&M (Polydor, will.i.am Music Group), Motown, Mercury, Def Jam, Roc-a-Fella, SRC Records, So So Def, Cash Money, Konvict, Chamillitary Entertainment. Развернутый список подразделений и подразделений этих подразделений занимает несколько страниц.

Тут мы подходим к еще одному любопытному понятию – Music Group. Они бывают небольшими и похожими на обычные лейблы, как упомянутые выше Mosely и will.i.am и по сути представляют просто совместное предприятие с привлечением стороннего капитала, или крупными как Island Def Jam Music Group и вышестоящая Universal Music Group, частью которой является Universal Records.

Разница между лейблом и музыкальной группой состоит в том, что группа, как правило, не имеет непосредственного отношения к выпуску музыки. Грубо говоря, это несколько денежных мешков, которые владеют различными долями в той или иной компании или лейбле, получают прибыли и в случае чего, несут расходы, а также определяют бизнес-политику - кого поглотить, а кого сплюнуть. То есть по большей части это компания финансовых воротил, хозяев.

В случае с Timbaland, его Mosley Music Group - это совместное предприятие с долей Interscope, которое возникло на руинах его лейбла Beat Club Records. Кроме того леко можно перепутать Universal Music Group с Universal Records, а Warner Music Group с Warner Bros Records, хотя это по сути разные вещи. К тому же за пределами США группа Warner выступает как объединение Warner-Elektra-Atlantic обозначаемое аббревиатурой WEA.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕЙБЛЫ И ЧЕМ IMPRINT ОТЛИЧЕН ОТ VANITY


Чтобы оценить масштаб угодий большой четверки приведем две диаграммы, выражающие приходящуюся на них долю музыкального рынка в 2005 году. Сперва статистика по США, затем по всему миру.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕЙБЛЫ И ЧЕМ IMPRINT ОТЛИЧЕН ОТ VANITY


Естественно отношения между артистом и лейблом могут заметно отличаться в случае мейджора и инди. Последние предоставляют максимальную свободу творчества и заметно более весомые отчисления с продаж, но не в состоянии похвастать широкой розничной сетью и редко в состоянии обеспечить надлежащий промоушен. Доли Большой Четверки на мировом рынкеНа мейджоре, чтобы добиться сравнимой свободы творчества, вам придется вначале стать уже состоявшимся артистом, при этом доказав свою высокую рентабельность и желательно чутье на коньюнктуру. В противном случае за вас будут принимать все решения, вплоть до того, с кем и что вы будете записывать, как это будет называться и какие строчки текста вам следует выкинуть, если хотите, чтобы ваш альбом все-таки попал на полки магазинов, а не остался пылиться в чулане. Зато, если вы будете паинькой, вас могут раскрутить до небес.

А сейчас поговорим о менее употребимых, или просто реже встречающихся терминах. Понятие карманного лейбла вы наверняка хоть раз, да слышали. И мало кто задумывался, что на самом деле это вовсе не фигуральный отечественный оборот, а вполне официальное понятие. Впрочем, слово "карманный" достаточно точно описывает суть такого лейбла. В английском варианте это звучит как vanity label и обычно он создается какой-то знаменитостью, желающей приобщиться к музыкальному бизнесу в новом качестве, или помочь молодым талантам пробиться. Часто такие лейблы создаются при каком-то мейджоре, либо достаточно быстро привлекают к себе собственнические интересы последних. К разряду таких карманных контор можно отнести Paisley Park, созданный Prince-ом при Warner в 1985-м; Grand Royal группы Beastie Boys, созданный при Capitol; прекративший существование Nothing Records, созданный Трентом Резнором (Nine Inch Nails) при Interscope; Мадонновский Maverick Records перешедший в 2004-м в полную собственность Warner.

Часто такие лейблы назывались без затей, просто по имени или названию создателей. Например Rolling Stones Records, Grateful Dead Records. Некоторые из таких, когда-то персональных, проектов достигали немалых успехов. Так, например, названия Reprise Records (Фрэнк Синатра) или A&M (Herb Alpert) успели стать достаточными величинами в мире музыки, но все были проглочены акулами шоу-бизнеса. Reprise просуществовал три года, прежде чем стал частью Warner, и изначально Фрэнк Синатра желал быть единственным артистом этого лейбла. A&M продержался заметно дольше, и в 70-х годах был даже крупнейшим американским независимым лейблом, прежде чем вступил в совместные предприятия с мейджорами.

С карманными лейблами тесно связан еще один периодически всплывающий термин – imprint. Как правило, импринты также как и vanity создаются под конкретных исполнителей. Отличие в том, что на них нет собственного штата сотрудников, всей работой занимается персонал "дома", приютившего этот импринт. То есть это просто вывеска, которая гарантирует владельцу более выгодные условия существования на родительском лейбле, а также возможность подписантам такого импринта пользоваться бонусами, предоставляемыми "крышей".

Понятно, что импринт не может самостоятельно осуществлять продвижение артиста на рынок. Да и в случае карманных и независимых лейблов не стоит считать, что их возможности одинаковы. Допустим, через vanity можно получить доступ к дистрибьюторской сети родителя, но клипы и прочий промоушен вам никто гарантировать не сможет.

Достаточно уникальным явлением считаются так называемые white labels. Чтобы понять суть этого названия, мы опять обратимся к "яблокам" грампластинок. В отличие от обычных, на white label информация о производителе отсутствует. Кроме того, вы можете не обнаружить там и имени исполнителя. Мотивация к выпуску таких "слепых" релизов состоит либо в попытках избежать преследования со стороны правообладателей за использованные в записи семплы, либо попытка напустить загадочности и интриги, чтобы возбудить интерес слушателя. Это уже относится скорее к хитроумным промо-трюкам.

С развитием технологий и мировой паутины неминуемо возникли так называемые Интернет и цифровые (digital) лейблы. Раз уж слушатели стали погружаться во всемирную паутину, то и лейблы пошли за ними. В итоге стали появляться конторы, которые либо вообще не выпускают свою музыку на носителях (digital label), либо распространяют их только через Интернет (internet label). В этом и состоит разница между двумя понятиями. Сейчас и тех и других принято обозначать словом netlabel. К пионерам освоения цифровых просторов относят ныне почившие в бозе лейблы Kosmic и FM, а также зародившиеся во второй половине 90-х, но поныне существующие Monotonic и Tokio Dawn Records.

Существует и еще одна, более причудливая форма существования лейбла – open source record label. Это скорее сообщество революционеров, единомышленников, которые выступают против тотального корпоративного влияния и окопирайчивания музыки (от слова copyright – авторские права). Они ратуют за то, чтобы любое творчество и созданная мелодия или звук могли быть интерпретированы снова и снова. Короче говоря – искусство принадлежит народу. Такие лейблы распространяют свой продукт на условиях copyleft, то есть игнорируя всевозможные механизмы лицензирования цифрового содержимого. Переделывайте, если вам угодно, или распространяйте дальше.

Некоторые просто позволяют скачивать со своих сайтов альбомы вместе со всем полагающимся оформлением. Менее радикальные товарищи, предлагая весь набор файлов для ознакомительного скачивания, дают покупателю самому выбрать цену альбома, допустим от 5 до 18 долларов. Среди подобных лейблов, существующих, естественно, почти исключительно в сети, стоит отметить Comfort Stand Records, Krayola Records и LOCA Records.

27-06-2007, 02:05
Автор: MyaXXXkiy
Просмотров: 3873
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, обратите внимание, возраст рэп-культуры приближается к четырем десятилетиям. За это время она с улиц Нью-Йорка и других американских городов распространилась по всему миру, не исключая и нашу страну. Для всех русскоязычных поклонников рэпа сайт RapZ.Ru предлагает самую интересную, свежую и достоверную информацию о любимых артистах и значимых мероприятиях.

Все последние события, заслуживающие внимания, представлены в рубриках «Главное» и «Новости». Это и презентации новых клипов, и анонсы о сроках выпуска музыкальных альбомов, и репортажи со всевозможных мероприятий, так или иначе связанных с рэпом.

Послушать популярные композиции или скачать их можно в разделе «Музыка», а найти фотографии своих кумиров каждый сможет в разделе «Фото», откуда их можно скачать и украсить ими свой рабочий стол. Не оставит никого равнодушным и информация из рубрики «Рецензии», в которой известные музыканты и критики делятся своими впечатлениями о новых рэп-творениях.

Людям, далеким от рэп-культуры, но желающим разобраться в ней, будут полезны тематические статьи, расположенные в одноименной вкладке. Звезды здесь делятся своим опытом, рассказывают захватывающие истории и отвечают на ваши вопросы.

Ну и нельзя не сказать о такой отличительной черте рэпа, как стиль, ведь многие рэперы и рэп-группы создают собственные бренды, под которыми выпускают всевозможную модную продукцию: от одежды и обуви до сумок и парфюма. Ознакомиться с самыми последними событиями из этой сферы можно в разделе «Стиль».

Заходите на наш сайт, регистрируйтесь, и вы будете в курсе самых важных и волнующих событий, происходящих вокруг рэпа.